Мы рады приветствовать Вас!
Бурятия богата на талантливых людей. Мастера есть в каждой сфере – культуре, медицине, образовании, спорте и т.д. О таких людях хочется говорить и рассказывать больше.
Бурятский республиканский институт образовательной политики открывает рубрику о лучших учителях-земляках и предлагает Вам присоединиться к этой доброй идее. Ведь в каждой школе есть такие люди, про которых говорят – «учитель по призванию».
Присоединяйтесь к нашему проекту "Когда учитель - призвание" и расcкажите о Вашем любимом учителе. Пусть о нём узнают все!
Материалы и фото отправляйте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой "Призвание".
В школе № 49 г. Улан-Удэ работает учитель от Бога – его зовут Иван Ионович Коняев. Он – учитель химии. Коллектив школы не без гордости отзывается о нем как о высококвалифицированном, талантливом и творчески работающем педагоге. Отлично владея методикой преподавания предмета, он использует на занятиях современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные. Разработанные им рабочие программы ориентированы на личность учащегося с обязательной реализацией проблемного обучения. Под его руководством развивается естественно-научное направление школьного УНИО «Гелиос» и школьное научно-образовательное сообщество «Школа самоопределения». Поэтому ученики Ивана Ионовича с легкостью осваивают предмет и участвуют в исследовательской работе, а молодые педагоги перенимают секреты мастерства.
Ученики Ивана Ионовича ежегодно становятся победителями и призерами республиканских, всероссийских и международных олимпиад, турниров, научных конференций, а также различных дистанционных конкурсов. С честью защищая родную школу по химии, биологии и экологии.
Сам Иван Ионович скромно делится секретом: «Чтобы ребенок учился с удовольствием, нужно создать для него особую атмосферу комфорта и взаимопонимания. Это важно для целостного развития личности каждого ученика, его индивидуального самовыражения. Тогда появится желание учиться и саморазвиваться».
Сейчас наша школа как никогда нуждается в лидерах, мастерах своего дела, которые способны заразить всех своим энтузиазмом, на своём примере показать, каким должен быть учитель 21 века. Таким человеком является учитель русского языка и литературы гимназии № 14 города Улан-Удэ, Председатель Бурятского регионального отделения ОО «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Софья Владимировна Васильева.
Под её руководством Ассоциация реализует социально-значимый комплексный многоуровневый проект «ВООК-портал», в котором участвуют учителя русского языка и литературы Республики Бурятия.
По мысли Софьи Владимировны, работа сообщества словесников Бурятии способна создать модель «идеального» образовательного пространства, в котором не только ребёнок любых способностей, но и учитель любой квалификации смогут реализовать себя, придать учебному процессу культуросозидающий характер.
«Книги живут и бесконечно обновляются в человеческом сознании, в них открываются новые связи с действительностью – нечто непознанное, неожиданное всегда остаётся в них и открывает широкое поле деятельности,»- говорит Софья Владимировна, поэтому её уроки – это не только пространство мысли, но и пространство высокой нравственности, настоящие уроки жизни.
Конкурс диктантов «Грамматик», конкурс «Фонетик», «Литературный ринг» и многие другие мероприятия, которые реализуются под руководством Софьи Владимировны, давно стали привычными в жизни многих учителей русского языка и литературы, а самое главное - в жизни школьников Бурятии, где они могут показать свои достижения в знании русского языка, проявить свои творческие и художественные способности.
Софья Владимировна Васильева – учитель с большой буквы, профессионал, человек с активной жизненной позицией, педагог-наставник, педагог-лидер.
Какого учителя называют настоящим педагогом? Это учитель с большой буквы, который отдает своим ученикам щедрость души, богатство знаний, всегда приходит к ним на помощь, служа примером трудолюбия, честности и порядочности во всем. Такова Ольга Петровна Амосова, учитель русского языка и литературы Кыренской средней школы Тункинского района, творчески одаренный, глубоко образованный, профессионально подготовленный учитель, в совершенстве владеющий современными методиками, технологиями преподавания. Это учитель-наставник, который бескорыстно помогает молодым коллегам и делится своим профессиональным опытом.
Как оставаться интересным своим ученикам на каждом уроке? Для этого Ольга Петровна вносит в собственную деятельность свое видение, свой почерк, свое творчество. Серьезное внимание уделяет проблемному обучению, самостоятельной работе с литературой, умеет создавать особую коммуникативную среду, когда идет обмен мнениями, поддерживает творческие замыслы детей. Учит умению сотрудничать с людьми, жить в обществе. Четкая структура урока, высокий научно-теоретический уровень, благоприятная психологическая атмосфера – главное, что отличает уроки Ольги Петровны. Каждый ученик в ее классе кропотливо работает по своим возможностям и способностям и получает тот невидимый импульс, который побуждает к поиску нового. Она умело находит в каждом ребенке его достоинства и, опираясь на эти черты, воспитывает и обучает его. В этом ей помогают глубокие знания, мягкая требовательность и любовь к своему предмету. И непременным результатом явилось то, что ее ученики неоднократно принимали участие в таких мероприятиях, как «Сибирская весна», «Шаг в будущее», «Живая классика», они занимали призовые места в различных олимпиадах и конкурсах не только районного, но и республиканского, всероссийского уровней.
Что еще нужно, чтобы дети чувствовали себя комфортно рядом с учителем? На первый взгляд, Ольга Петровна ничем не отличается от других учителей. Так же, как и многие другие, любит свою работу и детей. Но есть в ней что-то еще, едва уловимое. Пожалуй, у нее особая харизма, удивленно-вопросительный взгляд, умение увлечь за собой в мир чего-то нового. Она никогда не повышает голос, бывает достаточно меткого слова, порой – огорченного взгляда… Педагог в общении со своими учениками показывает им, что хорошо, а что плохо, к чему следует стремиться, в чем заключается смысл жизни. Ольга Петровна – человек с открытой и доброй душой, к ней всегда тянутся дети за советом, за помощью. Такой учитель надолго остается в памяти своих учеников.
Как построить свою работу так, чтобы твой труд не прошел бесследно? Профессия учителя сложна тем, что истинные результаты труда видны лишь спустя годы. У Ольги Петровны на профессиональном счету было множество выпусков. Окончив школу, они с любовью и нежностью отзываются о ней, они знают настоящие секреты своего любимого учителя. Выпускники продолжают хранить собственноручные орфографические словари, хотя во взрослой жизни к ним почти не обращаются, поскольку они достаточно грамотны. Они вспоминают, что Ольга Петровна носила домой тетради по 200 штук и ночи напролет их проверяла, учила читать каждого выразительно, играя голосом, научила их писать первую в своей жизни статью, вносила много юмора в школьные будни, учила быть аккуратными, когда они дежурили в классе, в кабинете было очень много цветов, которые придавали жизни класса особую прелесть. Но самое главное, как говорят ее выпускники, Ольга Петровна была всегда и во всех отношениях справедливой.
Повезло тем ученикам, на чьем пути встретился настоящий педагог? Да, думаем, что повезло! Они благодарны Ольге Петровне, они ее помнят!!!
Учителем быть так непросто.
Учителем можно назвать
Того человека, который
Готов себя детям отдать.
Отдать свою душу и время,
И силы потратить – не счесть.
Учителем быть в нашем мире -
Почтение, гордость и честь.
Юлия Бочкарева,
выпускница МАОУ "ФМШ №56" г.Улан-Удэ
Каждый из нас вспоминает свои школьные годы с таким теплом, которое трудно описать словами. Выпускники, покидая родные стены, зачастую с замиранием сердца вспоминают свою школу и своих учителей. Для меня таким учителем стала Елена Андреевна Нархинова. Таких педагогов, как она, кажется, посылают с небес, чтобы они давали знания не только по предметам, которые предусмотрены школьной программой, но и самыми разными способами учили жить.
Прошло уже два года, как я окончила школу, но я до сих пор отчетливо помню кабинет, на пороге которого испытывала какое-то особое чувство – кабинет русского языка и литературы. И каждый раз, когда я вспоминаю свои школьные годы, у меня перед глазами мой любимый учитель Елена Андреевна.
В 2013 году я была новенькой девочкой в 7 «А» классе, и, хотя это был класс с профильным физико-математическим уклоном, я всю себе отдавала изучению русского языка и литературы. И уже с 7 класса Елена Андреевна помогала мне готовиться к олимпиадам и различным конференциям, именно она переживала со мной все мои удачи и невезения. Сейчас я с абсолютной уверенностью могу сказать, что все мои победы – это её заслуга. Елена Андреевна вкладывает всю свою душу в каждого своего ученика, и этот вклад не остается незамеченным и неоцененным.
Особенными для меня стали наши уроки литературы. Елена Андреевна, будучи мастером своего дела, могла донести до каждого весь глубокий смысл тот или иного произведения. Каждый кропотливый анализ литературных произведений проходил так тщательно, что многие из нас уже спустя годы перечитывают те же самые произведения, и каждый вспоминает слова любимого учителя.
Помимо обыденных школьных вещей в нашей школьной жизни было много других мероприятий, которые я запомню на всю свою жизнь. Елена Андреевна организовывала «литературные вечера», где мы демонстрировали свои актерские навыки, рассказывая наизусть стихотворения великих русских поэтов; различные конкурсы чтецов, в том числе и конкурс чтецов, посвященный Дню Победы, и конкурсы ораторского мастерства, и презентации. Стоит отметить, что в 2018 году сразу два её ученика заняли призовые места на городском этапе конкурса ораторского мастерства, заняв первое и третье места. Это была слаженная работа с полным взаимопониманием и взаимоуважением.
Даже с самым сложным для каждого выпускника этапом сдачи экзаменов все справились отлично. К экзамену по русскому языку Елена Андреевна подготовила нас на сто из ста. Мы писали сочинения на самые разные темы, а для этого нужно было прочитать немало книг, но с таким педагогом, как Елена Андреевна, все трудности были по плечу. Сегодня, как и два года назад, весь наш класс говорит Елене Андреевне Нархиновой «спасибо» за всё, что она для нас сделала. Учитель с большой буквы «У».
У Матвеева Владимира Петровича, учителя физической культуры МАОУ«СОШ №49»г. Улан-Удэ, профессия и призвание учителя слились в гармонию. Это педагог, мастер, добрый наставник и товарищ своих выпускников.
Он проводит уроки на высоком организационном и научно-методическом уровне с максимальной двигательной и моторной плотностью, которые содействуют укреплению здоровья, хорошей физической подготовке школьников, уроки строятся на основе принципов демократизации, педагогики сотрудничества.
Тщательно подходя к отбору современных форм и методов обучения, он разумно использует спортивный инвентарь и оборудование, и поэтому занятия проходят эмоционально, на игровой и соревновательной основе.
В процессе учебных занятий учитель уделяет большое внимание формированию у обучающихся морально-волевых качеств, воспитанию сознательной дисциплины, чувства товарищества и коллективизма, развивает физическую выносливость, дух спортивного соперничества. Воспитанники Владимира Петровича комфортно чувствуют себя на уроках и тренировочных занятиях благодаря высокому нравственному потенциалу занятий. Они являются неоднократными победителями и призерами городских, республиканских и федеральных округов по мини-футболу (2015-2020гг). Становились призёрами городских, республиканских соревнований в рамках Школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ». В 2011г., 2012г., 2013г., 2017г., 2018г., 2019г. становились победителями республиканского этапа Всероссийских спортивных соревнований «Президентские спортивные игры», и представляли Бурятию на финальном Российском этапе в ВДЦ «Орлёнок». Ученики Владимира Петровича на протяжении последних пяти лет принимают участие на финальном этапе Всероссийского фестиваля ВФСК «ГТО» в Белгороде и МДЦ «Артек».
В последнее время большое внимание стало уделяться спортивно-массовой работе. Но хочется отметить, что это направление в школе №49 велось постоянно. Владимир Петрович ведет широкую пропаганду физической культуры и здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей. В рамках ежегодного месячника физкультуры и спорта проводит спортивные праздники с участием родителей «Папа, мама, я - спортивная семья», «Баскетбол-шоу», «Веселые старты». В школе при непосредственном участии Матвеева В.П. организован школьный спортивный клуб «Селенга», который является авангардом всех школьных спортивных мероприятий.
В своей работе учитель стремится к совершенствованию педагогического мастерства посредством изучения опыта коллег, новинок педагогической литературы, ресурсов Интернет. Накопленным опытом делится на педсоветах, родительских собраниях, МО учителей физической культуры, курсах повышения квалификации для учителей физической культуры Республики Бурятия.
Владимир Петрович не только в совершенстве знает свой предмет, но и для своих воспитанников является и психологом, и наставником, и советчиком, и другом! Благодаря таким учителям, как он, учебный предмет "Физическая культура" и занятия спортом любимы учениками, ценятся коллегами и родителями легендарной в спорте школы №49 г.Улан-Удэ!
В нашей республике работает много талантливых, творческих учителей, настоящих мастеров своего дела. Среди них Ульянова Ольга Николаевна педагог начальных классов МБОУ «Бичурская СОШ № 5». Она – не только учитель с большой буквы, она — интересный, разносторонний человек с активной жизненной позицией, со своим взглядом на жизнь, на творчество и учение. Несмотря на то, что проживает в небольшом поселке Сахарный, успехи Ольги Николаевн Ульяновой отмечаются не только на уровне района, республики, но и всей страны.
В родной школе Ольга Николаевна бессменно работает уже почти 30 лет, обучая и воспитывая немало поколений первоклассников. В обучении, по общеобразовательным предметам в начальных классах,она гармонично сочетает современные теории обучения и воспитания, реализуя их в разнообразных практических инновационных технологиях обучения. Главным в обучении младших школьников Ольга Николаевна считает личностное развитие на уровне осмысления каждого ребёнка и самостоятельность, направленная на главный аспект «Научить умению учиться». Поэтому наиболее плодотворно решает эту задачу, используя системно-деятельностный, гуманистический, природосообразный, творческий подходы к обучению младших школьников, которые являются главными в концепциях образования. Широко использует и современные концепции воспитания: концепции социального воспитания и педагогической поддержки, концепцию социального закаливания детей. А также теорию коллективно-творческой деятельности. Она разработала авторскую программу воспитания и социализации младших школьников по восьми направлениям: гражданско-патриотическое, социальное, экологическое, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, культурно-массовое, трудовое и проектное.
Ольга Николаевна успешно решает вопросы обновления содержания образования по преподаваемым предметам в соответствии с меняющимися запросами и перспективными задачами развития общества, учитывая возрастные особенности младшего школьника, их склонностям и интересам. Разработала авторский методический инструментарий по решению задач схемами, где главным методом является метод алгоритмизации, схематизации. А также методический инструментарий по решению уравнений. Использование данного методического комплексного аспекта в обучении младших школьников даёт положительные результаты в области математики, что даёт возможность решать ребёнку задачи, не затрудняясь. А также, быстро и легко решить уравнение. Ее благодарят учителя математики за то, что ее дети переходят в старшие классы с высоким уровнем умения решать задачи и уравнения.
Добиваться хороших результатов в педагогической деятельности учителю способствует высокая требовательность, ответственность, самосовершенствование к себе и знание, применение инновационных педагогических технологий. Ольга Николаевна постоянно работает в творческом инновационном режиме, активно не только применяет имеющиеся инновации в обучении, но и разрабатывает методический, дидактический материал. Ею разработан «Журнал проектной деятельности школьника», «Музыкальная шкатулка» - программа внеурочной деятельности.
В своей педагогической деятельности Ольга Николаевна использует принцип всеобщей талантливости, взаимного превосходства; принцип посильности, доступности, научности, последовательности; принцип осознания процесса учения на уровне осмысления «Умение учиться». Объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, репродуктивный, проблемный, модельный, метод-схема, метод-алгоритм, метод проекта, метод-исследование – все эти методы, словно ключики к успешному развитию и обучению детей.
Ольга Николаевна отмечает, что создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, физически-здоровых, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе это главная цель ее работы. «Каждый педагог должен применять современные технологии в обучении младших школьников. Это способствует и повышению мотивационного характера, то есть желанию учиться и желанию научиться учиться».
Бальжинимаева Ж.Ц. преподаватель кафедры КПиПД ГАУ ДПО РБ "БРИОП"
В детском саду «Подснежник» с. Бичура работает талантливый педагог – музыкальный руководитель, Почетный работник общего образования РФ Петрова Татьяна Андреевна. На протяжении многих лет Татьяна Андреевна внедряет современные образовательные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста, является педагогом-консультантом Республиканской стажировочной площадки по приобщению дошкольников к истории и культуре семейских. Определенным итогом педагогической деятельности стало разработанное ею электронное учебно-методическое пособие «Работа с одаренными детьми дошкольного возраста». В пособии она пишет о своем проекте по поддержке и сопровождению музыкально одаренных детей «Звездочки в саду»; в проекте «Фестиваль семейного творчества «Весенние голоса» описывается работа с одаренными детьми в условиях детского сада и семьи; проект «Модель развития музыкальной одаренности дошкольника в едином образовательном пространстве ДОО – семья - социум Бичуры»; педагогическая технология «Звучащий мир» содержит описание познавательно-исследовательской деятельности детей; детские проекты также нашли свое отражение в этом пособии.
Это не единственное ее пособие, свои исследования и разработки она представляла на различных научно-практических, образовательных и иных мероприятиях. Так, в 2014 году музыкальным руководителям ДОО Республики Бурятия и Иркутской области - стажерам республиканской стажировочной площадки «Служба педагогической поддержки» Татьяна Андреевна представила авторский электронный учебник «Волшебный сундучок», принимала активное участие в работе летней «Байкальской школы» им. протопопа Аввакума, Республиканской диалоговой площадки «Стратегии и механизмы развития регионального этнокультурного образования», Республиканской научно-практической конференции «Первые Болоневские чтения», Международной научно-практической конференции «Интеграция старообрядцев в современное образовательное пространство». Татьяной Андреевной в соавторстве с творческой группой педагогов детского сада «Подснежник» разработан уникальный учебно-методический комплекс «Цветок в янтаре» по приобщению дошкольников к истории и культуре семейских, который состоит из шести учебных пособий.
Татьяна Андреевна, организатор первого районного детского фестиваля «Бичурские янтарики», городского детского фестиваля – конкурса «Летоигры4D» «Зернышки» в 2019-2020гг. В 2018 году стала победителем Всероссийского конкурса имени Л.С. Выготского, представив авторскую программу «Танцуй со мной» (коммуникативные танцы для детей с ОВЗ и инвалидностью). Во время «Летней школы» в г. Москва, познакомилась с инновационными российскими и зарубежными образовательными технологиями, в том числе с технологией «дизайн - мышление». Встречи с А. Асмоловым, А. Савенковым, Т. Волосовец, Е. Кравцовой, Н. Гришаевой и др. стали для нее новой точкой роста, неким творческим «лифтом».
И снова победы Татьяны Андреевны в конкурсном отборе на грант Главы МО «Бичурский район» - «Лучший воспитатель ДОО», во Всероссийском конкурсе «Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда ДОО» (Издательский Дом «Воспитание дошкольника», журнал «Музыкальный руководитель» г. Москва), дистанционном Республиканском конкурсе «Мирта» научно-методических работ педагогов-музыкантов в номинации «Научно – методическая статья» и др. Авторские разработки и статьи были опубликованы в «Учительской газете», журналах «Созвучие», «Музыкальный руководитель», печатных сборниках РИНЦ «Музыкальное образование детей: традиции и инновации», «Инклюзивное образование - образование для всех», «Педагогическая лаборатория: инновации, технологии, разработки» и т.д. В апреле текущего года Татьяна Андреевна становится участником II Всероссийского педагогического съезда «Моя страна», который проходил в дистанционном режиме в г. Санкт-Петербург. Мечтает освоить и внедрить в практику работы китайскую концепцию дошкольного образования «Anji play», формирующей свободное творческое поколение XXI века.
Само слово «образование» - буквально означает придание человеку некоего образа, т.е. его преображение, развитие. Вся профессиональная деятельность Петровой Татьяны Андреевны «пропитана» творчеством, новыми идеями, авторскими находками, она в постоянном поиске «нового образа». А все достигнутые ею результаты позволяют говорить о ней как о педагоге-исследователе, педагоге-новаторе!
Источников вдохновения много, именно в них человек находит самовыражение: кто-то в поэзии, кто-то в песне, а Татьяна Федоровна, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Сэлэнгэ» – в танце. Она вспоминает, что это были необыкновенные ощущения, когда в ее жизнь бурным потоком ворвались музыка и танец.
Искренняя любовь к детям помогла определить призвание – быть педагогом-хореографом. Разделяя слова Рахеля Фарнхагена, что «…танец – это единственный вид искусства, в котором мы сами являемся инструментом», ее сердце трепетно отзывается на радость и смех, на бурю детских эмоций при обучении детей искусству танца: красоте и выразительности движений, передаче чувств и эмоций, координации действий маленьких танцоров. Пока звучит музыка – ее дети танцуют, следя за ритмом танца – развивают чувство уверенности и, самое главное, раскрывают свой творческий потенциал.
В МАУ ДО «Сэлэнгэ» Татьяна Федоровна более 15 лет руководит хореографическим ансамблем «Сияние», который известен не только в Селенгинском районе, но и за пределами Бурятии, являясь постоянным участником районных, республиканских и международных конкурсов, праздников, фестивалей. В 2020 году ансамблю присвоено звание «Образцовый детский коллектив Республики Бурятия».
Она с гордостью отзывается о своих учениках и ей приятно, когда люди, сидящие в зале, оценивают ее труд и труд воспитанников бурными овациями!
«Я не слышу, как шуршат листья, но я знаю этот звук»
Учитель – одна из самых важных и ответственных профессий в нашей стране. Каждый из нас знает о работе учителя и безусловно уважает его труд. Но, мало кто знает о такой специальности как учитель-дефектолог, который обучает детей с ограниченными возможностями здоровья. Дефектолог включает в себя множество специальностей для работы с детьми и взрослыми: сурдопедагог (нарушения слуха), олигофренопедагог (интеллектуальные нарушения), тифлопедагог (недостатки зрения), логопед (речевая патология).
45 лет назад в Межобластную школу-интернат для слабослышащих детей пришел молодой учитель-дефектолог с фундаментальным классическим образованием ЛГПИ им. Герцена Татьяна Михайловна Убеева. «Я не слышу, как шуршат листья, но я знаю этот звук» (слова ленинградского школьника). Именно с различения звуков природы, окружающих нас неречевых звуков начала Татьяна Михайловна развивать слух у детей и на его основе устную речь, так необходимую для усвоения знаний. Речь, разборчивую и понятную для окружающих, речь для общения в общественных местах, транспорте. Систематическая целенаправленная работа приносит и поныне хороший результат. Ее ученики – призеры и победители конкурсов и олимпиад по слухоречевой реабилитации от школьного уровня до международного как «Родник знаний».
Учащиеся успешны потому, что учитель владеет методикой обучения, знает глубоко содержание предмета и особенности каждого своего подопечного, распространяет свой педагогический опыт через публикации на профессиональных сайтах, мастер-классы для курсантов БРИОП и НПК для коллег-дефектологов.
Родители, учащиеся благодарны своему Учителю – «Отличнику народного просвещения», «Заслуженному учителю РБ», учителю-дефектологу высшей квалификационной категории.
Время летит… Но по-прежнему работают в коррекционных школах такие учителя, как Татьяна Михайловна, безгранично любящие свою профессию и самая большая гордость для них – любовь детей и их признательность.
Базарова Г.Э.,
учитель-дефектолог ГБОУ «СКОШИ I-II вида»
Хочется рассказать о своем тренере-преподавателе Бадмаеве Бадме Цыреновиче. Сейчас он работает ведущим тренером Республиканской спортивной школы олимпийского резерва.
По стечению обстоятельств, когда мне было 11 лет, я попала на секцию бокса в Гочитской СОШ Бичурского района. Там и познакомилась с ним. Все это время он был для меня лучшим тренером, каждая тренировка проходила плодотворно. Бадма Цыренович каждую из нас, кто у него занимался, вел к победе. С самого первого дня поддерживал нас, был наставником, могу сказать, был вторым отцом.
За наши успехи он радовался вместе с нами, когда что-то не получалось, поддерживал нас, не давал унывать и просто говорил: «Вперед, вперед и только вперед!». Не зря у нашего горячо любимого тренера есть свои заслуги: Мастер спорта СССР, финалист Молодежного Чемпионата СССР 1981 года, Заслуженный тренер Республики Бурятия, неоднократный победитель в номинации «Лучший тренер». Многие наши девушки, которые занимались у Бадма Цыреновича, достигли высоких спортивных достижений, стали Мастерами Спорта Международного Класса, защищали честь не только республики, но и страны! Это – Кабакова Ангелина, Ткачева Кристина, Воронцова Людмила и др.
Я с уверенностью могу сказать, что деятельность тренера – это его призвание. Отдавая себя тренерству, он не забывал о своей семье, но мы чувствовали его поддержку и беспокойство за нас. Как говорит Бадма Цыренович: «Научить девушек боксировать очень трудно, но интересно!» Я желаю Вам, Бадма Цыренович, чтобы этот интерес не пропал, чтобы Вы всегда радовали нас своими победами и победами Ваших спортсменок!
Кабакова Ангелина Александровна, тренер-преподаватель по боксу МБОУ ДО «Бичурская ДЮСШ»
Говорить об этом человеке можно бесконечно… С чего начинается школа?! Вы не ошибетесь, если скажете, что любая школа начинается с администратора. Его уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы!
Доржиева Гэрэлма Геннадьевна — заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. Это имя известно многим людям города Улан-Удэ. И связано оно большей частью с замечательной школой №49, в которой она проработала более 15 лет в качестве заместителя директора, учителя информатики. Наверное, для любого человека 15 лет — это не просто период в жизни, а огромный путь, полный взлетов и побед, радостей и горестей. Но, что значат для заместителя руководителя школы эти годы?! Это — постоянная и целенаправленная работа по воспитанию детей, самосовершенствованию и формированию единого информационного образовательного пространства.
Прекрасные организаторские способности, знание психологии людей помогают ей увлечь педагогический коллектив общим делом. Она не боится внедрять новое в учебно-воспитательный процесс, поэтому учебное заведение успешно осваивает новые педагогические технологии. При этом старается, чтобы лучшие традиции школы обязательно сохранялись.
Общение с таким профессионалом учит многому: она щедро делится своими идеями, педагогическими задумками не только внутри своего коллектива, но с коллегами образовательных учрждений Республики Бурятия, не только консультируя учителей информатики, но и технологии, физической культуры, ОБЖ, других предметов, школьных аднимистраторов. Работать в системе образования сложно, трудно, но интересно, потому что дух соперничества между школами — добрый, позитивный, создающий условия к развитию и самосовершенствованию.
Женское обаяние, естественность, простота души — особые отличительные особенности Гэрэлмы Геннадьевны. Её коммуникабельность, умение общаться, дружелюбие вызывают искреннее уважение у коллег, учащихся, родителей. Она обладает каким-то неугасающим моральным импульсом, умеет видеть новое во множестве разных ситуаций и всегда готова помочь. Соединяя в себе любовь к делу и к своим ученикам, она щедро одаривает духовным богатством и открытостью души всех, кто с ней рядом.
Могу сказать, что слова И. Канта именно о ней: «Работа — лучший способ наслаждаться жизнью»!
Киреева И.В., учитель математики МАОУ «СОШ №49» г.Улан-Удэ
Наверное, не каждому повезло изучать сложный предмет математики на одном дыхании. Ученикам Клары Трофимовны Латкиной это удалось. С первых ее уроков было видно, что это учитель-мастер. Уроки отличались высокой плотностью, строгой дисциплиной, кропотливой работой над разгадкой самой трудной задачи. И ребята знали: учитель никому не даст их в обиду, всегда поможет, но, в то же время, спросит по всей строгости.
Свет в кабинете гимназии №14 можно было увидеть и поздним вечером, и в выходные дни, потому что профессия учителя не имеет часовых и временных рамок, это образ жизни. Клара Трофимовна обладает талантом настоящего Учителя, она может найти общий язык с любым учеником, каким сложным он бы ни был, наверное, в этом помогало её внутреннее убеждение в том, что учитель всегда должен помнить, - и он когда-то был ребёнком.
Бытует мнение, что математики - «сухари», что ничего не замечают кругом, кроме своих цифр. Но это не про Клару Трофимовну. Она по-настоящему творческая личность: сценические образы, воплощённые ею на юбилеях коллег и друзей, посаженные цветочные клумбы не только во дворе собственного дома, но и на пришкольной территории, её увлечение математикой, удивляют и ещё раз подчеркивают, что талантливый человек талантлив во всем.
Говоря о Кларе Трофимовне, нельзя не отметить ее личных качеств: сдержанность и доброту, трудолюбие и бескорыстие. Ее не надо ни о чем просить, потому что она всегда знает проблемы своих коллег и всегда готова оказать помощь.
Когда в республике трудно было найти хорошие школьные учебники с углубленным изучением математики, не было методической литературы, не было Интернета, она объединила учителей г. Улан-Удэ в «Творческое объединение учителей школ города, работающих по программе углубленного изучения математики». Из этого объединения родилась Республиканская общественная организация «Байкальский образовательный центр «Эврика» под руководством Заслуженного учителя Республики Бурятия Латкиной Клары Трофимовны, учителя гимназии №14. Главное кредо учителя–методиста: оказать помощь коллеге, передать свои знания и умения в такой форме, чтобы тот хотел и мог их принять! Кто отдает себя, тот себя находит!
Рядом с этой удивительной женщиной заряжаешься энергией, получаешь колоссальный заряд бодрости. Судьба Клары Трофимовны не проста, да и здоровье порой подводило, но никто и никогда не видел её в плохом настроении, обиженной на жизнь. Наоборот, она любого сможет заразить своим оптимизмом.
Клара Трофимовна является для нас ярким примером профессионализма, трудолюбия и милосердия. Мы желаем, чтобы тот запас оптимизма и жизнелюбия, которым обладает Клара Трофимовна, с годами только преумножался и в ней, и в нас, ее учениках, последователях. М. Волошин сказал: «Жизнь – бесконечное познание. Возьми свой посох и иди!» Вот так и идёт по жизни Клара Трофимовна, указывая нам путь профессионального мастерства.
Киреева И.В., учитель математики МАОУ «СОШ №49» г.Улан-Удэ
Пока земля кружится во Вселенной, профессия учителя нетленна!
Проходят годы, постоянно изменяется наша жизнь, изменяются и учителя. Но неизменными остаются их доброта и любовь к ученикам, которыми они делятся с вами на каждом уроке, занятии или в неформальном общении. Даже если когда-нибудь вы забудете их имена, вы будете помнить ту доброту, которую вы от них получили. «Учитель- в нашей душе. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», – писал Лев Николаевич Толстой и, наверное, был прав.
В Марине Николаевне Воронцовой, учителе математики МАОУ "СОШ №26 г.Улан-Удэ" действительно очень много доброты. Феномен - в её скромности, интеллигентности, справедливости, простоте и любви к детям. Есть что-то необычайно светлое в душе этого удивительного человека, какая-то непоколебимая вера в истину, в самом её высоком смысле. Её душа – вечная весна, её характер – это бурная река, которые не дают ей стоять на одном месте и вечно зовут вперёд других. Её уроки мы ждали с нетерпением, потому что они были оригинальными, интересными. Флеш-моб «Графики тригонометрических функций» позволил нам запомнить все свойства функции!
Марину Николаевну отличает незаурядная эрудиция, внимание к опыту передовых школ и учителей, способность воспринимать и реализовать на практике новое и учитывать уже имеющееся. На её уроках, где царит атмосфера доброжелательности, взаимного уважения, ребята трудятся добросовестно, радуются успехам товарищей, огорчаются их неудачам, учатся помогать друг другу. Учитель старается привить учащимся такие качества характера, как доброта, честность, справедливость, отзывчивость, целеустремлённость, трудолюбие, любовь к Родине.
Идеальный учитель — тот человек, который работает с энтузиазмом и любовью. Идеальный учитель — тот, который, если может что-то изменить, это сделает. Это тот человек, который всегда развивается, ставит перед собой постоянно новые задачи. То, что он остался в школе, означает, что он пойдёт дальше по школьной лестнице до конца. Пусть это будет 112-й класс, 112-я нерешённая задача— неважно, он идёт вперед, делает клёвые вещи, меняет с каждым ребёнком свою и чужую жизнь.
Пусть Ваш педагогический талант, доброта и душевная щедрость остаются маяком для всех нас, а Ваш образ – примером для подражания. Мы скучаем по нашим дополнительным урокам.
Выпускники-2020, 11 М класс, Ваш «ржавый паровозик».
«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)
В «Прогимназии № 108» г. Улан-Удэ работает педагог от Бога – это Васильева Юлия Петровна.
Воспитатель — это совсем не тот, кто имеет в дипломе запись о такой квалификации. И даже не тот, кто каждый день приходит в детский сад и воспитывает в маленьком человеке гуманность, любовь к Родине, к окружающим … Это тот, кто выше тебя, мудрее, сильнее. Кто сможет повести за собой, кто обладает силой созидания и талантом души. Эти слова очень хорошо выражают личность молодого педагога Васильевой Юлии Петровны.
Воспитывать каждого в отдельности, учитывая его потребности, особенности и индивидуальность, - вот задача Юлии Петровны. Прежде всего, она старается воспитать себя, стать личным примером, показать детям, как должно и как может быть на самом деле, показать, как каждый из них может стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть смелее. Это эрудированный, творческий, деятельный, энергичный, влюблённый в педагогику человек. Её отличает открытость, доброжелательность, оптимизм, трудолюбие и мастерство.
Немаловажно суметь удержать любовь, быть объективной, несмотря на симпатии к детям, совершенствоваться, изучать подходы и методики воспитания, искать что-то новое, интересное, необычное. У Юлии Петровны это отлично получается!
Она получает огромное удовольствие от общения с детьми, коллегами; ей очень нравится заниматься с малышами, играть, лепить, петь и танцевать. Эта радостная и живая обстановка, улыбки детей, направляют педагога на учение, совершенствование, стремление к личностному росту.
В работе, Юлии Петровне приходится выступать в разных ролях: она для детей и учитель, который все знает, и близкий человек, который все поймет, поможет. Она говорит: «Дети вносят частичку праздника в нашу обыденную жизнь, наполняют жизнь яркими красками, положительными эмоциями. Именно они заставляют нас быть лучшими, первыми, целеустремленными. И я им благодарна за это!»
Мы уверены, что Юлия Петровна и в дальнейшем будет целеустремленно идти к успехам, потому что она отдает своей работе самое ценное - сердце, любовь, заботу и знания!
С уважением, коллектив «Прогимназии № 108» и благодарные родители воспитанников.
Кыренская средняя школа готовится к своему 100-летию. В этой связи хочется сказать, что в истории каждой школы есть такая основа, которая помогает делать лицо школы, в результате чего именно в ней хотят учиться. Это люди, столпы, определяющие авторитет школы в районе, в республике. К таким относится Раиса Доржеевна Сарапулова.
Она родилась 5 июля 1957г. в с. Тоха Черемховского района Иркутской области. В 1974г. закончила Парфёновскую среднюю школу. С 1974-1977г. училась в Черемховском педучилище. В 1981г. приехала в Тункинский район и начала работать в Кыренской средней школе. С1983-1988г.- заочно обучалась в БГПИ им.Д.Банзарова.
Раиса Доржеевна – учитель начальных классов высшей категории, Почётный работник общего образования Российской Федерации, кавалер ордена Трудовой Славы III степени, награждена «Золотым» почётным нагрудным знаком Республики Бурятия, Ветеран труда. Имеет Почётные грамоты Правительства РБ, Народного Хурала РБ, Министерства образования и науки РБ, администрации МО «Тункинский район», РУО, НП «Тункинский», администрации школы.
Сарапулова Р.Д. – учитель, который находится в постоянном творческом поиске; пользующийся большим авторитетом не только у учащихся, но и их родителей. Ученики Раисы Доржеевны активные участники всех школьных и районных мероприятий. Привить любовь к учёбе, развить творческие и интеллектуальные способности учащихся, воспитать личность – в этом видит своё предназначение Раиса Доржеевна Сарапулова. На её уроках учащиеся учатся видеть жизнь во всех её многообразных проявлениях, осознать себя как личность, добросовестно относиться к любой работе. Отдавая ученикам частичку своей души, Раиса Доржеевна служит примером трудолюбия, честности, порядочности во всём. Учитель по призванию, она работает творчески, с энтузиазмом, вкладывая в любимое дело всё своё педагогическое мастерство, которое достигается систематической работой над собой. «Светить всегда, светить везде», - таков учитель, несущий знания детям.
Процесс становления личности – процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись даже самому опытному педагогу, поэтому Раиса Доржеевна считает их своими первыми помощниками. Задача совместной деятельности учителя и родителя – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Таким образом, Раиса Доржеевна работает в тесном сотрудничестве «Учитель – Ученик - Родитель». Раису Доржеевну отличает высокий профессионализм, интерес ко всему новому, огромное трудолюбие, требовательность к себе и другим, доброта к окружающим.
Раиса Доржеевна – участник конкурса «Лучшие учителя России» 2007г., удостоена премии Президента РБ. Победитель муниципального конкурса «Лучший по достижениям» 2009г. В 2010 – 2011учебном году школа стала республиканской экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС второго поколения и Раиса Доржеевна со своим 3 «б» классом стала первопроходцем в этом деле. Ею разработаны рабочие программы по предметам и программы по внеурочной деятельности. Занимается проектной и исследовательской деятельностью. Её ученики занимают призовые места в научно-практических конференциях «Первые шаги» и олимпиадах на школьном, районном и республиканском уровнях. Разработала эколого-краеведческий проект «Сохраним источники с. Кырен», где Раиса Доржеевна прививает детям навыки экологической культуры, любовь к родному краю. За 45 лет работы в системе образования дано много открытых уроков для МО и НРБ, директоров и завучей школ, уроки-проекты для учителей начальных классов района, родителей и просто гостей.
В жизни каждого человека есть люди, которые оказывали заметное, подчас решающее, влияние на формирование характера и мировоззрения. Иногда воздействие такой личности продолжается годы. Иногда – целую жизнь. Для многих таким человеком является Раиса Доржеевна Сарапулова
Проходят годы, постоянно изменяется наша жизнь, изменяются и учителя. Но неизменными остаются их доброта и любовь к ученикам, которыми они делятся на каждом уроке, занятии или в неформальном общении. Даже если когда-нибудь вы забудете их имена, вы будете помнить ту доброту, которую вы от них получили. Ведь, как говорил В.П. Астафьев, «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «Учитель» в нашей душе. Профессия учителя всегда остается самой почетной, но, в то же время, и самой трудной. Ведь умение передать свой опыт молодому поколению, только вступающему в самостоятельную и трудную жизнь, - это талант.
Наталья Борисовна Бальчугова работает математиком уже свыше 25 лет, она несет свет мудрости и доброты. За ее плечами сегодня огромный опыт педагогической деятельности. Увлеченность своим предметом, глубокие знания, требовательная доброта и любовь к детям - характерные черты Натальи Борисовны. Чтобы пробудить интерес к урокам и повысить их эффективность, в своей работе она сочетает различные методы обучения и многообразные формы самостоятельной работы. Хорошо зная способности детей, условия и возможности их работы дома, она в своей работе находит подход к каждому ученику. Феномен ее в том, что в меру строгая и в то же время добрая к своим воспитанникам, она остается необычайно светлым в душе человеком. Наталью Борисовну отличает внимание к опыту передовых школ и учителей, способность воспринимать и реализовать на практике новое и учитывать уже имеющееся. На её уроках, где царит атмосфера доброжелательности, взаимного уважения, ребята трудятся добросовестно, радуются успехам товарищей, огорчаются их неудачам, учатся помогать друг другу. Она умело находит в каждом ребенке его достоинства и, опираясь на эти черты, воспитывает и обучает его. Такой учитель надолго остается в сердце ученика. Наталья Борисовна – пример высокого отношения к обязанностям учителя и классного руководителя. Педагог может развить душу маленького человека, показать ему, что хорошо, а что плохо, к чему следует стремиться, в чем заключается смысл жизни. Ежесекундно этому учит на своих уроках Наталья Борисовна.
Учитель старается привить учащимся такие качества характера, как доброта, честность, справедливость, отзывчивость, целеустремлённость, трудолюбие, любовь к Родине. За свою трудовую деятельность она сделала 4 выпуска как классный руководитель. Классное руководство ей доверяли обычно в самых трудных классах. И никто не сомневался, что Наталья Борисовна непременно справится. Она могла спланировать работу и настроить ребят так, что они и коллективом дорожили, и в учебе подтягивались. Наталья Борисовна всю учебно-воспитательную работу с детьми выстраивает под девизом: «Один за всех, все – за одного!» И ребята знают: классный руководитель никому не даст их в обиду, всегда защитит, но, в то же время, и спросит по всей строгости. Среди ее бывших уче¬ников - учителя и моряки, инженеры и врачи, люди разных про¬фессий, но одинаково влюб¬ленные в своего учителя. А потому совсем не удивительно, что со многими из вчерашних шко¬ляров Наталья Борисовна под¬держивает отношения в те¬чение долгих лет. Прав был Л.Н. Толстой, говоря, что «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученику. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель» Эти слова можно отнести и к Наталье Борисовне.
Татьяна Юрьевна Борбоева окончила Кыренскую среднюю школу, выучилась на учителя и вернулась в родную школу, чтобы учить уже самой.
Слышен дробный перестук каблучков. Распахивается дверь. Она врывается в класс, и вместе с ней врывается яркая, новая жизнь … Татьяна Юрьевна умеет каждый урок сделать открытием, радостью, наполнить жизнью. Учителя называют это высшим уровнем профессионализма, а дети воспринимают как праздник. Обширные знания, виртуозное владение методикой делают ее уроки незабываемыми. Ученики Татьяны Юрьевны активны на уроках, активны в жизни. Они показывают отличные результаты на ЕГЭ и ОГЭ, на олимпиадах. И это все благодаря неутомимому труду настоящего учителя. Татьяна Юрьевна как человек творческий никогда не повторяется. Ее уроки всегда интересны, они увлекают новизной и в то же время стабильностью, благодаря чему дети чувствуют себя уверенно и заинтересованно следуют за мыслью учителя. Стиль преподавания учителя умело сочетает в себе строгость и доброту, традиционность и смелую новизну, духовную и душевную щедрость и принципиальность. Из любого задания Татьяна Юрьевна может сделать испытание, преодолев которое ученик почувствует в себе силы для самосовершенствования. Может быть, поэтому выпускники Татьяны Юрьевны успешны в жизни, стремятся к новым достижениям. Энергия учителя увлекает, заражает, придает силы. Знания, полученные от учителя, требуют дальнейшего роста.
Сама Татьяна Юрьевна постоянно учится, повышает свой профессиональный уровень, оттачивает профессиональное мастерство. Она руководит районным методическим объединением учителей русского языка и литературы уже несколько лет. И сюда учитель привносит свою энергию, напористость, острое чувство современности. Она успешно внедрила программу для выпускников по подготовке к итоговому сочинению, написала методические пособия для коллег, возглавляет районную комиссию по проверке сочинений. Учительские будни складываются из неустанного труда, саморазвития. Без этого современный учитель не станет настоящим наставником для подрастающего поколения. Курсы подготовки, доклады на семинарах и конференциях, выступления на заседаниях МО, РМО – всё это для того, чтобы передать свой опыт коллегам, лишний раз испытать себя на прочность.
В наше время, когда все жалуются, что дети сидят в гаджетах, а за книгу их не посадишь, Татьяна Юрьевна умело создает такие ситуации, что ученики начинают читать, увлекаются книгами, заражают других своим стремлением знать.
Одно из приоритетных направлений деятельности педагога - работа со способными и одаренными детьми. Эрудиция педагога проявилась здесь с наибольшей яркостью. Татьяна Юрьевна с азартом решает олимпиадные задачи, а ученик видит, как это интересно, увлекательно. Влюбленность в родное слово заражает, способность педагога понятно и доходчиво объяснить, подтолкнуть к самостоятельному решению трудной задачи делает атмосферу занятий творческой и плодотворной. Её ученики неоднократно становились призерами республиканских олимпиад, научно-практических конференций «Шаг в будущее», «Сибирская весна».
И повезло человеку, если на его жизненном пути встретился такой учитель, профессионал своего дела, талантливый педагог, способный зажечь в сердцах учеников огонь познания, вовлечь их в водоворот интересной и неповторимой школьной жизни. Именно в этом видит учитель своё высокое предназначение.